На первом фоmо он смотрuт НА тебя, а на втором – СКВОЗЬ тебя… Пробuрает до мурашек!
Может ли человек всего за 4 года постареть на 40 лет? Может. Только страшно даже представить эти жизненные условия, в которых он может оказаться на столь короткий срок. Но в истории было множество таких примеров, достаточно вспомнить Вторую Мировую войну и все те ужасы, которые перенесли выжившие в ней люди.
Евгений Степанович Кобытев, выпускник художественного училища, преподаватель изобразительного искусства в педагогическом техникуме имени Максима Горького в г.Красноярске, в 1941г. году ушел на фронт добровольцем. Служил рядовым в артиллерийском полку, затем спустя несколько месяцев, после ранения в ногу, попал в плен.
Немецкий концлагерь «Хорольская яма» стал для молодого художника настоящим адом на земле. По сути этот концлагерь был котлованом, огромной ямой, куда немцы согнали больше 60 тысяч военнопленных. Никаких условий для жизни там не было и выживший в этом аду художник после войны описал его в книге, которую так и назвал «Хорольская яма».
Позднее Евгений говорил, что выжить в этом хаосе из страдания, ненависти, боли, отчаяния и жестокости ему помогла записная книжечка, в которой он делал зарисовки и заметки о страшной жизни. Ему постоянно приходилось прятать ее, но однажды фашисты все-таки нашли этот его тайник и заставили художника рисовать для них.
В 1943 году Кобытеву удалось сбежать из концлагеря. Он вернулся на фронт, прошел с 1-м Украинским фронтом через Украину, Молдавию и Польшу до Германии, повидал за эти годы еще немало бед и страданий, но он сумел пронести через войну здравый смысл и сострадание к несчастным.
Евгения Степановича Кобытева не стало в 1973 году. Он оставил после себя немало свидетельств своего таланта. Картины, рисунки, очерки, книга, огромная мозаика на фасаде красноярского кинотеатра, куклы для театра, которые до сих пор хранятся в московском фонде музея Сергея Образцова. А еще две знаменитые фотографии Евгения Кобытева: одна сделана до войны, а вторая сразу после ее окончания.
С первой на нас смотрит красивый молодой человек, наивный и восторженный, представляющий жизнь легкой и спокойной. На втором снимке мы видим еще не старого человека, которого едва не уничтожили жернова войны. Глубокие морщины испещрили лоб, щеки впали, кожа стала похожа на старый пергамент. Но самое страшное — это глаза.
Они смотрят сквозь время. В них боль, тоска, отчаяние и, в то же время, невероятная твердость, какая-то глубокая внутренняя мудрость и уверенность в том, что этот человек знает всё, прошел через всё и ничего из того, что он видел, не сможет забыть.
А значит и мы должны сохранить в памяти боль тех людей, которые подарили нам мир и жизнь ценой своей жизни.